Как правильно сидеть за
рулём машины? В. Яковлев
Если вы ещё
сидите неправильно – настройте машину под себя. И сразу убедитесь, что меньше
стали уставать, как стало приятнее ездить. Водительское мастерство состоит из
множества деталей. О каких-то элементах опыта можно судить по стилю управления,
а что-то проявляется только в критических ситуациях. Но есть признак, который
позволяет оценить водителя ещё до того, как он тронулся с места.
Для этого достаточно увидеть, как он сидит в машине.
Конструкторы автомобилей пытаются сделать сидения и органы управления
автомобилем наиболее удобными для человека. Но средних размеров. Чем
совершеннее модель автомобиля, тем больше у него регулировок положений сидений,
руля, педалей. Но этими регулировками надо суметь правильно воспользоваться.
Это тоже целая наука, которой почему-то нигде не учат. Посмотрите на курсанта
учебного автомобиля. Он почти лёг грудью на руль, вытянул голову вперёд. Ему
кажется, что так он лучше видит дорогу. А инструктор развалился на соседнем
сиденье и ничего не подсказывает. Неизвестно, как он сам ещё будет сидеть за
рулём.
А у будущего водителя уже развиваются привычки. Приёмам вождения он научится,
но и получив права, будет продолжать так сидеть. И даже научившись машинально
управлять автомобилем, будет не только быстро уставать, но и представлять
опасность на дороге. Часто летом можно увидеть водителя с высунутым в окно
локтем. Держитесь от него подальше. Если посадка правильная – локоть до окна недостаёт.
Опасайтесь и водителя, который полулежит, откинув спинку сиденья.
А что такого, спросят многие? Пусть каждый сидит, как ему нравится – лишь бы не
нарушал Правила. Но безопасность складывается из мелочей. Особенно при
современном интенсивном дорожном движении. Что для водителя важнее – комфорт,
чувство машины, удобство управления, обзорность, меньшая утомляемость?
Наверное, всё это вместе. Как выбрать оптимальный вариант?
Что нужно сделать, первый раз сев в машину? Даже, если у неё минимум
регулировок.
Подобрать расстояние до педалей. Ноги должны почти полностью распрямляться при
нажатии педалей до конца. Это позволит легко пользоваться педалями. В таком
положении зафиксировать сиденье по длине. Затем взяться обеими руками за
дальний конец руля, упереться спиной в спинку сиденья и зафиксировать её в этом
положении.
Если спинка будет ближе, то вам будет труднее крутить руль, если дальше – при
резком повороте руля вам придётся или оторвать руки от него, или оторваться от
спинки сидения, а она служит упором при повороте. Если даже у вас дешёвая
машина без боковых выступов у спинки сиденья – при упоре в неё вас не сдвинет
вбок, и вы не потянете за собой руль. А неопытные водители цепляются в таких
случаях за руль, что затрудняет управление им и может привести к аварии. И не
забудьте пристегнуться. Даже подушки безопасности при срабатывании рассчитаны
на пристёгнутого и прижатого к спинке сидения водителя.
Если в вашей машине, кроме регулировки сидения взад-вперёд и наклона спинки
есть другие регулировки, то отрегулируйте сиденье по высоте, чтобы над головой
до потолка было 3-5
сантиметров (оптимально для обзора). Или положите
дополнительную подушку.
Также отрегулируйте изгиб спинки, чтобы в её середине был горизонтальный
выступ, повторяющий форму позвоночника. Или повесьте соответствующую накидку на
спинку. Регулировки руля и педалей позволят ещё точнее подогнать машину под
себя. Не забудьте после всех настроек отрегулировать центральное и боковые
зеркала. В дорогих машинах все эти регулировки запоминаются для разных
водителей и автоматически устанавливаются, когда они садятся за руль.
Если вы ещё сидите неправильно – настройте машину под себя. И сразу убедитесь,
что меньше стали уставать, как стало приятнее ездить. А то, что это безопаснее
и эффективнее – поверьте мне – водителю с 20-летним стажем. В заключение –
тест. Попробуйте сидя одновременно приподнять и руки, и ноги. Если удастся –
значит сидите правильно. Тогда – вперёд! Приятной и безопасной вам езды!
|