Меня
очень умиляют водители с картой на коленках. Попробую сейчас вам доказать, что
не плутать в любом городе совсем не трудно. Нужно только уяснить несколько
вещей. Первое – тип города (их, по большому счету, два). Второе – как устроена
организация дорожного движения (она стандартная). Хочу подчеркнуть, что, зная
это, заблудится невозможно. Давайте разбираться.
Для начала ответьте на два вопроса.
Чем с точки зрения городской географии и организации дорожного движения
отличаются между собой улица, проезд, переулок, бульвар проспект, шоссе?
Вопрос номер два: чем отличаются между собой мост, эстакада, путепровод,
виадук?
Когда мы с вами ответим на эти два вопроса, нам немного приоткроются тайны
городской географии.
Давайте по порядку.
Города: как они устроены. По большому счету города могут быть устроены только
двумя способами. Первое – это радиально-кольцевой способ, и второе - это
квадратно-гнездовой. Это все. Если бы я когда-нибудь смотрел на карту города, в
первую очередь, я бы пытался увидеть только это. Больше мне знать о городе
ничего не надо. Я уже не заблужусь. Мне кажется, у некоторых читателей уже
пробежала тень понимания того, о чем я говорю.
Рассмотрим теперь первый вопрос. Чем с точки зрения городской географии и
организации дорожного движения отличаются улица, проезд, переулок, бульвар
проспект, шоссе? Я буду задавать вам наводящие вопросы, а вы, отвечая на них,
поймете все сами.
Первое: как вы думаете, что ближе к центру радиально-кольцевого города: улица,
шоссе или проспект? Расставьте в порядке удаления от центра.
Второе: когда вы будете находиться ближе к центру - находясь на шоссе у дома
номер один или у дома номер восемьдесят девять?
Третье: как расположен проезд по отношению к ближайшему радиальному направлению
- параллельно или перпендикулярно?
Четвертое: что чаще всего односторонне - улица или бульвар?
Есть еще те, кто не понял о чем я. Есть еще две вещи городского ландшафта,
которые мешают пониманию логики. Но это только на первый взгляд. Эти вещи - это
реки и железные дороги. Это они, так или иначе, создают тупики и непонятную
извилистость улиц. Например, в Москве Москва-река делает такое количество
поворотов на девяносто градусов, что понять ее почти невозможно. Эта Москва-река
делает Москву как город непонятной. Давайте представим, что реки нет, или что
она абсолютно прямая.
Сейчас вы ощущаете, что вам все ясно в Москве?
Давайте делать первые выводы. Первое: по названию места в городских условия
человек может точно определить, в какой точке города он находится, хотя бы по
отношению к центру. Например, стоите в незнакомом радиально кольцевом городе на
проспекте у дома номер сто. Вам понятно, где вы находитесь и куда идти к
центру. Теперь, чтобы картинка в голове еще больше прояснилась, надо иметь
представление об организации дорожного движения в городах с радиально-кольцевой
организацией или с квадратно-гнездовой. Кстати, наверное, уже понятно, что в
городах с квадратно-гнездовой застройкой заблудиться может только дебил.
Сначала поймем цели организации дорожного движения. Цель одна: наиболее удобно,
насколько это конечно возможно, безопасно развести транспортные потоки, при
этом организовать наиболее безопасное пересечение дорожных путей. И разгрузить
наиболее интенсивные направления. Какими средствами это достигается: первое -
это запрещение движения отдельных видов транспорта на определенных дорогах. Тем
самым разгружается данная дорога. Вы порой видите кажущиеся нелогичными
запрещения, но на дороге они имеют свою логику. Теперь рассмотрим пропускные
особенности дорог, и то, от чего они зависят. Самая главная причина заторов и
пробок (дело даже не в огромном количестве машин) пересечение транспортных
потоков в одном уровне. Теперь постарайтесь понять, почему на одних
перекрестках есть техническое регулирование (светофоры), а на других нет.
Отчего зависит организация регулирования на перекрестке? Это вам вопрос. Почему
на одном - техническое регулирование, а другой - перекресток неравнозначных
дорог, а третий - вообще перекресток равнозначных дорог. Тому, кто не ответил
сам, отвечу: различие в регулировании зависти от интенсивности, а раз разная
интенсивность, то можно и подумать о месте расположения данного перекрестка.
Что это такое – магистральное направление или всего лишь выезд к прилегающей
территории. Обратите внимание, какое огромное количество примет указывает на
место вашего нахождения или расположения в пространстве.
Теперь дальше. Мосты, путепроводы, эстакады и так далее. Я надеюсь, вы сами
нашли разницу между ними. Для тех, кто нашел, вопрос: под каким из этих
сооружений нельзя развернуться? А вот теперь для тех, кто не разобрался. Все
вышеперечисленные сооружения - явно, в общем и целом, «мосты», но обратите
внимание, это слово в кавычках – разница заключается в том, над чем оно, это
сооружение находится. Запоминайте: мост – над водой, путепровод – над железной
дорогой, эстакада – над проезжей частью. Конечно, понятно, что развязки для
разворота на путепроводе и под ним не будет.
Этой главой я точно не научу вас свободно чувствовать себя уютно в незнакомых
городах, но точно показываю вам направление, куда думать, что бы быстрей понять
общую концепцию градостроения. Надо обязательно озвучить еще несколько норм,
которые тоже помогут легче себя чувствовать в городских условиях. В крупных
городах – мегаполисах – иногда очень полезно знать, где находится север и юг,
запад и восток. В городе в разгар дня сделать это без компаса нелегко, но
можно. То, что утром и вечером в ясную погоду можно, это понятно, а вот днем?
Советую вам обратить внимание на храмы и церкви. Разберитесь, в какую сторону у
них у всех повернуты кресты на маковках. И, как говорится, Бог вам в помощь. И
не стой на месте, иди, ищи новые тупики!